Неточные совпадения
Вожеватов (Огудаловой). Вот жизнь-то, Харита Игнатьевна, позавидуешь! (Карандышеву.) Пожил бы, кажется, хоть денек на вашем месте. Водочки да винца! Нам так нельзя-с, пожалуй
разум потеряешь. Вам можно все: вы капиталу не проживете, потому его нет, а уж мы такие горькие зародились на свет, у нас дела очень велики, так нам разума-то
терять и нельзя.
Клим Иванович Самгин был убежден, что говорит нечто очень оригинальное и глубоко свое, выдуманное, выношенное его цепким
разумом за все время сознательной жизни. Ему казалось, что он излагает результат «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» красиво, с блеском. Увлекаясь своей смелостью, он
терял привычную ему осторожность высказываний и в то же время испытывал наслаждение мести кому-то.
Когда
разуму было придано исключительно гносеологическое или субъективно-психологическое значение, он
потерял свой вселенский характер и превратился в
разум малый, в человеческий рассудок.
Разум тут цепенеет, рассудок без действия ослабевает, воображение
теряет свое крылие; единая память бдит и острится и все излучины и отверстия свои наполняет образами неизвестных доселе звуков.
Наконец, этим летом, когда семья нотариуса уехала за границу, она решилась посетить его квартиру и тут в первый раз отдалась ему со слезами, с угрызениями совести и в то же время с такой пылкостью и нежностью, что бедный нотариус совершенно
потерял голову: он весь погрузился в ту старческую любовь, которая уже не знает ни
разума, ни оглядки, которая заставляет человека
терять последнее — боязнь казаться смешным.
Они всю жизнь свою не
теряли способности освещаться присутствием
разума; в них же близкие люди видали и блеск радостного восторга, и туманы скорби, и слезы умиления; в них же сверкал порою и огонь негодования, и они бросали искры гнева — гнева не суетного, не сварливого, не мелкого, а гнева большого человека.
Ахов (сердито). Не вовремя, да и не к месту твои шутки. Аль ты от радости
разум потеряла? Стар уж я шутить-то надо мной.
— Высока премудрость эта, не досягнуть её нашему
разуму. Мы — люди чернорабочие, не нам об этом думать, мы на простое дело родились. Покойник князь Юрий семь тысяч книг перечитал и до того в мысли эти углубился, что и веру в бога
потерял. Все земли объездил, у всех королей принят был — знаменитый человек! А построил суконную фабрику — не пошло дело. И — что ни затевал, не мог оправдать себя. Так всю жизнь и прожил на крестьянском хлебе.
Деяние отвлеченного
разума — мышление, уничтожающее личность; человек бесконечен в нем, но
теряет себя; он вечен в мысли, но он — не он; деяние отвлеченного сердца — частный поступок, не имеющий возможности раскрыться во всеобщее; в сердце человек у себя — но преходящ.
Роль и физиономия Чацких неизменна. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную». Он знает, за что он воюет и что должна принести ему эта жизнь. Он не
теряет земли из-под ног и не верит в призрак, пока он не облекся в плоть и кровь, не осмыслился
разумом, правдой, — словом, не очеловечился.
Бригадир. Премудра! Вот-на, соседушка! Ты, жалуя нас, так говорить изволишь, а мне кажется, будто премудрость ее очень на глупость походит. Иное дело твоя Авдотья Потапьевна. О! я сказать ей могу, в глаза, и за глаза, что ума у нее целая палата. Я мужчина и бригадир, однако ей-ей рад бы
потерять все мои патенты на чины, которые купил я кровию моею, лишь бы только иметь
разум ее высокородия.
Краснова. Ох, уж, право, не знаю! На словах-то все мы бойки, а как до дела дойдет, так и
разум потеряешь, особенно я. Уж делай ты как знаешь. Что ты мне скажешь, так я и буду делать. Ведь ты меня любишь, погибели моей не захочешь.
Но иногда я чувствовал, что
теряю с каждой секундой
разум и самообладание.
Культура подхватила нас на свои мягкие волны и несет вперед, не давая оглядываться по сторонам; мы отдаемся этим волнам и не замечаем, как
теряем в них одно за другим все имеющиеся у нас богатства; мы не только не замечаем, — мы не хотим этого замечать: все наше внимание устремлено исключительно на наше самое ценное богатство —
разум, влекущий нас вперед, в светлое царство культуры.
Конечно, и «чистый
разум» софиен в своем основании, и он отражает свет Логоса, но он не имеет абсолютного значения, а есть состояние, свойственное именно данному разрезу бытия, и
теряет свое значение по мере углубления в софийную основу мира.
Бессильная тревога
Проснулася в сердцах, как в пропасти змея.
Мы
потеряли все — бессмертие и бога,
И цель, и
разум бытия.
Кумиры прошлого развенчаны без страха,
Грядущее темно, как море пред грозой,
И род людей стоит меж гробом, полным праха,
И колыбелию пустой.
Потребностями называют однако только те условия, которые сознаны. Но сознанные условия, как только они сознаны,
теряют свое настоящее значение и получают всё то преувеличенное значение, которое дает им направленный на них
разум, и заслоняют собою истинную жизнь.
Потерял я
разум и начал объяснять ей свои любовные чувства…
Митька-то
разум терял — вот где напасть-то!..
— Я о деле говорю, — каким-то неестественным голосом крикнула она, — оно мне дороже всего. Напрасно думаете, что я уж и на это права не имею и
разум настолько
потеряла, что и об искусстве забыла. Оно для меня выше всего и, конечно, выше ваших личных интересов.
— Девочка что-то больно кричала, как стали ее крестить, но потом росла себе пригожая и смышленая, только смаленька все задумывалась да образов боялась и ладану не любила. А как вошла в пору да в
разум, порассказал ей неведомо кто, как отец
потерял молитву ее. С того дня ей попритчилось, и стала она кликать на разные голоса. Вот ее-то, бедную, видели вы. Кажись, теперь нечистому недолго в ней сидеть. Помощь божья велика нам, грешным. А вы помните, други мои, слово дурное и хорошее не мимо идет.
Так он рассудил и в одно время оттого, что все смотрел на солнце а все думал о нем,
потерял и зрение и
разум.
Страшусь сказать, что совокупным бездействием своим и невниманием мы постепеннейше постепенно приблизились к возможности
потерять некогда столь просто врученное нам единым
разумом Семена Деева.
Мне сказывал один известный психиатр, что одна дама в самое короткое время схоронила обожаемого мужа и шестерых детей и после всех этих потерь оставалась в своем
разуме, а потом вдруг дворник как-то ее коту хвост отрубил — она этим так огорчилась, что с горя
потеряла рассудок, начала кусаться, и ее свезли в сумасшедший дом. «Это бывает, — продолжал психиатр. — Люди иной раз черт знает что переносят, а на пустяках спотыкнутся и сажай их в матрацы, чтоб головы себе не разбили».